Шабалов Педиатрия 2010 скачать

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шабалов Педиатрия 2010 скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Методички».

Педиатрия - учебник для медицинских вузов - Н

Год выпуска: 2003

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Настоящий учебник составлен коллективом преподавателей кафедры детских болезней Российской Военно-медицинской академии (ВМА) — старейшей кафедры педиатрии не только в России, но и в мире. Кафедра имеет уже 135-летний опыт преподавания педиатрии, а ВМА — даже 165-летний, ибо впервые курс детских болезней стал читать С. Ф. Хотовицкий в 1836 г.

Общеизвестны учебники Михаила Степановича Маслова «Детские болезни» как для студентов лечебных факультетов (6 изданий с 1933 по 1953 г.), так и для студентов педиатрических факультетов (3 издания с 1940 по 1956 г.). Профессор М. С. Маслов в течение четырех десятилетий руководил кафедрой детских болезней ВМА (1921-1961), и его имя носит клиника детских болезней ВМА.

Мы, конечно, далеки от мысли создать учебник, равный по масштабу масловскому, но считаем полезным обобщить опыт преподавания, накопившийся на кафедре за последние десятилетия. Дополнительным аргументом в пользу написания учебника явился приказ Министерства здравоохранения РФ № 154 от 5.05.1999 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», который обязывал в срок до 1 января 2002 г. осуществить поэтапный перевод медицинского обеспечения детей в возрасте от 15 до 17 лет (включительно) для наблюдения в детские амбулаторно-поликлинические учреждения. Кафедра традиционно имеет длительный опыт организации и оказания медицинской помощи суворовцам, нахимовцам, кадетам, т. е. подросткам именно этого возраста.

Одной из характерных черт медицины нашего времени является широкое распространение и внедрение в обучение (студентов, врачей) и клиническую практику всевозможных диагностических и лечебных алгоритмов, протоколов, стандартов, разработанных на основе принципов «доказательной медицины» и утвержденных международными, национальными консенсусами, съездами и т. д. Положительные стороны этого очевидны: ускорилось и стало более точным выявление патологии, появился непрерывный контроль ее динамики — мониторинг, увеличилась безопасность медицинских вмешательств, средний уровень медицинской помощи возрос и стал доступнее для большего количества пациентов, уменьшилась частота явной иатрогении и пр. Однако при этом неуклонно увеличивается отчуждение врача от больного; сокращаются психологический контакт между пациентом и медицинским работником, размышления врача у постели больного; теряется индивидуальный подход к лечению конкретного человека. Врач все больше лечит не больного, а болезнь, что увеличивает частоту неочевидной иатрогении.

Учебник предназначен для студентов лечебных факультетов и написан в полном соответствии с Программой по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений, изданной Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1997 г. В учебнике не содержатся ситуационные задачи, поскольку недавно (1999) вышло в свет учебное пособие, их содержащее,— «Педиатрия» под редакцией профессоров К. М. Сергеевой, О. К. Москвичева и Н. Н. Смирновой, и мы не сочли нужным повторять это издание.

На наш взгляд, информация, содержащаяся в учебнике, достаточна для подготовки студентов к занятиям и экзамену по педиатрии, но при курации больных студенту необходимо читать дополнительную литературу, которую ему укажет преподаватель.

Коллектив авторов заранее благодарен всем, кто возьмет на себя труд письменно или устно высказать любые свои конкретные суждения или замечания об учебнике.

Глава 1. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

1.1. Периоды детского возраста Физическое и половое развитие (В. В. Тихонов)

Характеристика разлитых периодов детского возраста

Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

Методы оценки физического развития

Методика антропометрических исследовании

Формирование возрастных групп детей

Оценка антропометрических показателей

Прогнозирование оконгательного роста (длины тела) ребенка

1.2. Нервно-психическое развитие ребенка и органы чувств (Т.Н. Платонова)

1.2.1. Формирование и развитие нервной системы в пренатальном периоде

1.2.2. Морфофункциональные особенности органов нервной системы

1.2.3. Развитие системы органов чувств

1.2.4. Развитие двигательной активности, моторики, рефлексов

Безусловные рефлексы новорожденного

1.2.5. Нервно-психическое развитие ребенка

1.2.6. Особенности поражений головного мозга у детей раннего возраста

1.2.7. Методы обследования и основные симптомы поражения органов

Объективное неврологигеское обследование

Особенности лабораторно-инструментального обследования

1.3 Особенности обследования детей (Ю.С. Сергеев)

1.3.1. Сбор анамнеза

Схема сбора анамнеза жизни

1.3.2. Объективное обследование

Схема объективного обследования ребенка

1.3.3. План написания учебной истории болезни

1.4. Особенности органов и систем

1.4.1. Кожные покровы. Придатки кожи (В.В. Тихонов)

Формирование и развитие в пренатальном периоде

Морфофункциональные особенности кожи у детей

Методы обследования и основные симптомы

1.4.2. Подкожная жировая клетчатка (В.В. Тихонов)

Формирование и развитие в пренатальном периоде

Методы обследования и основныые симптомы поражения

подкожного жирового слоя

1.4.3. Лимфатическая система (В.В. Тихонов)

1.4.4. Костно-мышечная система (С.Б. Калядин)

1.4.5. Органы дыхательной системы (Н.А. Иванова, Н.П. Шабалов)

1.4.6. Органы сердечно-сосудистой системы (О.В. Середа)

1.4.7. Анатомо-физиологические особенности кроветворения у детей (В.Г. Арсентьев, Н.П. Шабалов)

1.4.8. Органы мочевыделительнои системы (С.В. Девяткина Ю.И. Староверов)

1.4.9. Органы системы пищеварения (Ю.И. Староверов)

1.4.10. Органы эндокринной системы и обмен веществ у детей (Ю.С. Сергеев)

1.4.11. Иммунологическая реактивность в онтогенезе (Н.П. Шабалов)

1.5. Вскармливание детей (В.В. Тихонов)

1.5.1. Естественное вскармливание

Химигеский состав и биологигеские свойства женского молока, преимущества естественного вскармливания

Техника и режим грудного вскармливания

Способы определения количество молока, необходимого грудному ребенку

Кагественная коррекция вскармливания

1.5.2. Смешанное и искусственное вскармливание

1.5.4. Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет

1.5.5. Питание детей дошкольного и школьного возраста

Глава 2 КОНСТИТУЦИЯ И РЕАКТИВНОСТЬ АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ (ДИАТЕЗЫ) (Ю.С. Сергеев)

2.1. Конституция и реактивность

2.2. Аномалии конституции Понятие о мультифакториальной патологии

2.2.1. Экссудативно-катаральный диатез

2.2.2. Аллергический диатез

2.2.3. Лимфатико-гипопластический диатез

2.2.4. Нейроартритический диатез

Глава 3. БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ

3.1. Перинатальная патология (И.П. Шабалов)

3.1.1. Общие представления об антенатальной патологии

Структура неонатальной заболеваемости и смертности

З.1.3. Пограничные состояния новорожденных

3.1.4. Асфиксия новорожденных детей. Первичная помощь новорожденному в родильной комнате

3.1.6. Гемолитическая болезнь новорожденных

3.1.7. Внутриутробные инфекции

3.1.8. Гнойно-воспалительные заболевания новорожденных

3.1.10. Бактериальные менингиты

З.1.12. Геморрагическая болезнь новорожденных

3.2.1. Рахит и рахитогенные состояыия (Ю.С. Сергеев)

3.2.4. Дефицитные анемии (В.Т. Арсентьев Н.П. Шабалов)

3.3. Инфекционные заболевания у детей (С.Б. Калядин Н.П. Шабалов)

З.3.1. Ветряная оспа

3.3.3. Эпидемический паротит

3.3.5. Инфекционный мононуклеоз

3.3.9. Менингококковая инфекция

3.3.12. Висцеральный лейшманиоз

3 3.15. Острые расстройства пищеварения (О.И. Староверов)

Острая функциональная диспепсия

Острые к.ишегны!е инфекции

3.3.16. Туберкулез (С. Б. Калядин)

3.4. Аллергические заболевания (И.А. Иванова Н.П. Шабалов)

3.4.2. Пищевая аллергия

3.4.3. Атопический дерматит

3.4.4. Крапивница и ангионевротический отек

3.4.5. Лекарственная аллергия

3.4.6. Аллергические реакции на насекомых

3.4.8. Сывороточная болезнь

3.5. Иммунодефициты (В.В. Тихонов)

3.6. Заболевания органов дыхания (Н.А. Иванова Н.П. Шабалов)

3.6.1. Болезни верхних дыхательных путей

Острые респираторные инфекции

Часто болеющие дети

3.6.4. Вроияашые и наследственные заболевания бронхолегочной системы у детей

Врожденные пороки развития бронхолегогной системы.

Наследственные заболевания легких у детей

3.6.5. Аллергические заболевания дыхательной системы

Аллергигеские заболевания верхних дыхательных путей

Экзогенный аллергигеский альвеолит

3.7. Заболевания органов сердечно-сосудистой системы (Ю.В. Середа)

3.7.1. Врожденные пороки сердца

3.7.2. Перинатальные нарушения функции сердечно-сосудистой системы

3.7.3. Неревматические кардиты

3.7.4. Нарушения ритма и проводимости

3.7.6. Поражения сердца при наследственных болезнях и синдромах

3.7.7. Заболевания неустановленной этиологии

3.7.8. Сердечная недостаточность

Синдром малого сердегного выброса (острая сердегная недостатогность)

Застойная сердегная недостатогность (хронигеская сердегная недостатогность)

Гипоксемигеские (цианотигеские) кризы

3.7.9. Артериальная гипертензия

З.7.10. Артериальная гипотензия

3.7.11. Педиатрические аспекты атеросклероза

3.8. Иммунопатологические заболевания соединительной ткани (В.Г. Арсентьев)

3.8.1. Ювенильный ревматоидный артрит

3.8.3. Системная красная волчанка

3.8.5. Узелковый периартериит

3.8.6. Смешанное заболевание соединительной ткани

3.9. Заболевания крови и органов кроветворения (В.Г. Арсентьев, И.П. Шабалов)

Наследственные апластигеские анемии

3.9.2. Геморрагические диатезы и геморраические аболевания

3.10. Заболевания органов мочевыделитсльной системы (С.В. Девяткина, Ю.И. Староверов) . .

3.10.3. Нефротическии синдром

3.10.4. Врожденные и наследственные заболевания почек

3.10.5. Острая почечная недостаточность

3.10.6. Хроническая почечная недостаточность

3.11. Заболевания органов системы пищеварения (Ю.И. Староверов)

3.11.1. Заболевания эзофагогастродуоденальной зоны

Функциональное расстройство желудка

Хронигеский гастрит гастродуоденит

3.11.2. Заболевания гепатобилиарной системы

Дискинезии желгевыводящих путей

3.11.3. Заболевания кишечника

Хронигеский неспецифигеский энтероколит

3.12. Заболевания эндокринной системы (Ю.С. Сергеев)

3.12.3. Адреногенитальный синдром (врожденная дисфункция)

3.12.4. Гипофизарный нанизм (гипопитуитаризм)

3.12.6. Сахарный диабет

3.13. Наследственные болезни (Ю.С. Сергеев)

3.13.1. Хромосомы 21-й трисомии синдром

3.13.2. Хромосомы XXY синдром

3.13.3. Хромосомы X моносомии синдром

3.14. Нейроциркуляторная дисфункция (О.В. Середа)

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ (В.А. Ревин)

4.1. Организация педиатрической службы России

4.2. Основные направления работы амбулаторно-поликлинического звена

4.2.1. Профилактическая работа

Неспецифигеские методы профипактики заболеваний (уход, воспитание)

4.2.2. Лечебно-диагностическая работа

Оказание Хегебной помощи в домашних условиях.

Оказание легебно-консулътативнои помощи в поликлинике

Диспансерное наблюдение за больными детьми

4.2.3. Медицинское образование

4.2.4. Научная работа

Глава 5. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ (Н.П. Шабалов)

5.1. Определение и задачи клинической фармакологии

5.2. Особенности фармакокинстики лекарственных препаратов у детей

Общие правила и пути введения лекарственных препаратов

5.3. Распределение лекарственных средств в организме

5.4.1. Принципы дозирования лекарств в педиатрии

5.4.2. Выбор лекарственных препаратов для детей и факторы риска их использования

Взаимодействие лекарственных средств

5.4.3. Фармакотерапия беременной и кормящей матери, неблагоприятное действие лекарств и ксенобиотиков на эмбрион и плод

5.4.4. Особенности фармакотерапии в периоде новорожденности

Приложения

Приложение 1. Оценка физического развития детей и подростков по центильным таблицам

Приложение 2. Содержание основных пищевых ингредиентов в некоторых смесях, применяемых для вскармливания детей первого года жизни

Педиатрия — учебник для медицинских вузов — Н. На этом данная статья подошла к завершению. Следите за обновлениями на нашем сайте. Получить дополнительную информацию, а также задать свои вопросы можно в комментариях.


Статьи по теме