Шпаргалка по Финансовому Праву

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалка по Финансовому Праву. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Шпаргалка по Финансовому Праву.rar
Закачек 2492
Средняя скорость 9329 Kb/s
Скачать

Шпаргалка по Финансовому Праву

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

Сущность и функции финансов.

Финансы- экон-е ден. Отношения по формированию, распределению и испол-ю ден-х ср-в гос-ва, его тер-х подразд-й, а т.ж. предприятий, орган-й и учреж-й, необход-х для обеспеч-я расширит-го производ-ва и соц-х нужд в процессе осущ-я которых проис-т распред-е и перераспр-е обществ-го прод-та и конт-ль за удовлет-ем потребностей общ-ва. Признаки фин-в: ден. Хар-р фин-х отнош-й; распр-й хар-р фин-х отнош-й; фин-е отнош-я всегда связаны с формир-ем ден-х доходов и накоп-й, приним-х форму фин-х рес-в. Функ-и фин-в: 1.Распредел-я- призвана способ-ть орган-и сбалан-го и эффект-го произ-ва, развитию всех его отраслей соот-но потреб-ям общ-ва в целях наиболее полного удовлет-я нужд людей. Распред-е по уровням гос. Управ-я экон-й: фед-й, тер-й, местной. Виды фин-го распред-я: внутрихоз-е, внутриотрас-е, внешотрас-е,внештер-е,внешгос-е. 2. Контрольная- прояв-ся в конт-ле за распред-ем ВВП и регион-го ВП, по соот-м фондам и расхож-ем их по цел-му назнач-ю. 3. Стимулирующая – проявл-ся в фин-х стимулах-преоритеты и наиболее эффект-е направл-е инвестир-я фин-х ресур-в, кот. Вкл-ют бюд-е стимулы, налог-е льготы и санк-и. С.Ф. закл-ся в созд-и оптим-х воспроиз-х условий для развития всех сфер жизнед-ти об

Финансовая система России.

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности, и они выделены многообразием потребностей общества и обслуживают финансы, охватывая всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

В финансовой системе РФ в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, становление местного самоуправления). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты) так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят: — бюджетная система (состоящая из гос-го, бюджетов Субъектов и муниципальных бюджетов),

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды.

— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

— имущественное и личное страхование.

— кредит (государственный, муниципальный и банковский)

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Центральное место в фин. Системе занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, субъектов и муниципальных бюджетов.

Развитие фин. Системы РФ на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта, ликвидируется государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Фин. Система приобретает черты присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне МСУ.

Также развитие фин. Системы РФ происходит за счет развития денежной системы, т.е. совершенствования способов платежей и расчетов, валютных операций.

Финансовая деятельность государства: понятие, роль, методы, органы, осуществляющие финансовую деятельность.

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. Е. Финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т. П. В целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.

Министерство финансов РФ – основной орган, осуществляющий финансовую деятельность (задачи, функции).

Постан-е Правит-ва от 06.03.98 « Об утверж-и полож-я о Минфине РФ» осущ-ет кон-ль за исп-ем фед. бюджета и целевым использ-ем сред-в, кот-е были выделены из фед. бюд-та и гос. Внебюд-х фондов пред-я. Оно имеет право: огранич-ть, приост-ть, а в необ-х случаях и прекр-ть фин-е из фед. бюд-та орг-й при выяв-и фактов нецелев-го исп-я ими в устан-е сроки отчетности о расход-и ранее получ-х сред-в; взыскивать в устан-м порядке с орган-й сред-ва фед. бюд-та, израс-е ими не по целевому назн-ю; наклад-ть штрафы на такие орг-и; провод-ть докумет-е пров-ки и ревизии поступ-я, сохран-ти и правил-ти расход-я фед. и регио-ми органами испол-й власти и предп-ми сред-в фед. бюд-та. При МФ создан Департамент гос. Фин. Контроля и аудитр-й деят-ти( Постан-е Прав-ва РФ от 06.08.98 « О террит-х жен.-ревиз-х органах МФ РФ» — органы к.-р. Организ-ны в суб-х РФ при МФ РФ, они осущет-ют послед-й гос. Кон-ль на тер-и своего региона.

На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации». В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации; проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям.

Предмет, метод, источники финансового права.

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств.

Однако, финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским.

Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права. В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

Финансово-правовые нормы: понятие виды, особенности.

Финансово-правовая норма — норма права, относящаяся к финансовой сфере — властное предписание, установленное государством, и обеспеченное мерами государственного принуждения, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки финансово-правовых норм:

Общие признаки: устанавливается государством и обеспечивается мерами государственного принуждения; правило общего характера; возлагает на участников отношений солидарные обязанности и предоставляет субъективные права;

по целевому назначению — объектом являются правоотношения, возникающие в процессе образования, распределения, расходования государством/ муниципальным образованием денежных средств для осуществления их функций;

правило поведения, возникающее в процессе финансовой деятельности государства / муниципального образования;

строго императивный характер;

Структура финансово-правовой нормы:

Классификация финансово-правовых норм:

В зависимости от осуществляемых функций:

В зависиомсти от способа воздействия на участников отношений:

Шпаргалки по финансовому праву. На этом данная статья подошла к завершению. Следите за обновлениями на нашем сайте. Получить дополнительную информацию, а также задать свои вопросы можно в комментариях.


Статьи по теме